Прощение и Пост

Прощение и Пост

Июл 28

ВОПРОС: Что такое прощение и каков смысл Прощённого Воскресения?

ОТВЕТ:  Прощение это-то, в чем нуждается каждый человек. Прощение присуще Богу, также как и Любовь. Сказано: «Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою» (Псалтирь 129,4); и ещё: «А у Господа Бога нашего милосердие и прощение, ибо мы возмутились против Него» (Даниил 9,9). Т. е. так как мы «возмутились против» Бога, т. е. совершили нечто противное Его Святому Закону, то мы и нуждаемся в прощении. Прийти, к прощению, приблизиться к нему мы можем чрез покаяние, т. е. осознание своей вины. Сказано: «покаяния для прощения грехов» (От Марка 1,4).

Но есть одно условие без соблюдения, которого, Бог, ни когда не простит нас: для обретения прощения от Бога, мы сами должны простить всех тех которые что-либо сделали против нас. Сказано: «Человек питает гнев к человеку, а у Господа просит прощения; к подобному себе человеку не имеет милосердия, и молится о грехах своих; сам, будучи плотию, питает злобу: кто очистит грехи его? Помни последнее и перестань враждовать…» (Иисус, сын Сирахов 28,3-6). Т. е. мера того как мы относимся к другим, может оказаться мерою того как Бог, отнесется к нам. Читая Молитву Господню, мы изъявляем согласие с этим условием. Сказано: «Остави нам долги наша, яко же (т. е. как и мы) оставляем должникам нашим».

Действительно! Как можно просить прощение и самому при этом никого не прощать.

Прежде всего, необходимо простить все долги, которые кто-то задолжал нам. Сказано: «В седьмой год делай прощение. Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долг и не взыскивал с ближнего своего или с брата своего, ибо провозглашено прощение ради Господа [Бога твоего]; с иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости» (Второзаконие 15,1-3).

А вражда между двумя христианами, одной веры, может принести погибель не примирившемуся.

Были два брата по духу: диакон Евагрий и священник Тит. И имели они друг к другу любовь великую и нелицемерную, так что все дивились их единодушию и безмерной любви. Ненавидящий же добро диавол, который всегда ходит, «…как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет.5,8), возбудил между ними вражду. И такую ненависть вложил он в них, что они уклонялись друг от друга, не хотели один другого видеть в лицо. Много раз братия молила их примириться между собой, но они и слышать не хотели. Когда Тит шел с кадилом, Евагрий отбегал от фимиама; когда же Евагрий не отбегал, Тит проходил мимо него, не покадив. И так прибывали они много времени в греховном мраке, приступали к Святым Тайнам: Тит, не прося прощения, а Евагрий, гневаясь, — до того вооружил их враг. Однажды Тит сильно разболелся и, будучи уже при смерти, стал горевать о своем прегрешении и послал к диакону Евагрию с мольбою: «Прости меня, ради Бога, брат мой, что я напрасно гневался на тебя». Евагрий же отвечал жестокими словами и проклятиями. Старцы, видя, что Тит умирает, насильно привели Евагрия, чтобы примирить его с братом. Увидев его, больной приподнялся немного, пал ниц к его ногам и сказал: «Прости и благослови меня, отец мой!» Он же, немилостивый и лютый, отказался простить, сказав: «Никогда не примерюсь с ним, ни в этом веке, ни в будущем». И вдруг Евагрий вырвался из рук старцев и упал. Его хотели поднять, но увидели, что он уже мертв. И не могли ему ни рук вытянуть, ни рта закрыть, как у давно умершего. Больной же тотчас встал, как бы никогда и не болел. И ужаснулись все внезапною смертью одного и скорому выздоровлению другого. Со многим плачем погребли Евагрия. Рот и глаза у него так и остались открытыми, а руки растянутыми.

Как и сказано в Писании: «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» (Иак.2,13).

Со стороны Бога, прощение не имеет придела. Сказано: «Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению» (От Марка 3,28-29). Хуление Духа Святаго, и есть неверие в Божие Прощение, Милосердие и Божественную Любовь, неприятие и отвержение их. Видь по истолкованию свят. Григория Двоеслова (смотрите его 20-е Слово), Дух Святой и есть Любовь, исходящая от Отца чрез Сына. Посему хула на Духа Святаго и есть неприятие Божественной Любви и неверие в Божественное Милосердие и Прощение.

Свят. Григорий Двоеслов, пишет: «Он, Сам Дух святой, есть Любовь». Итак, Любовь есть и имя, имя Духа Святаго, и сущность всех Лиц Святой Троицы. Подобно тому, как Сын Божий, имеет сугубое наименование Логос (Слово), хотя Слово может изречь и Отец и Дух Святой. Августин Блаженный, пишет: «Бог Отец, любит Бога Сына Духом Святым».

Итак, исполняясь любви и прощение к ближнему, к врагу и недругу мы и стяжаем благодать Духа Святаго, т. е. наполняем нашу жизнь подлинным христианским смыслом и содержанием. Что и имел в виду преп. Серафим Саровский, говоря: «Смысл жизни христианина, стяжание Духа Святаго», т.е. исполнение любовью, милосердием и прощением.

Любовь, сострадание и прощение, более всех уподобляют человека Создателю. Сказано: «…потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (К Римлянам 5,5).

Прощая мы уподобляемся и Самому Христу. Сказано: «Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (К Колоссянам 3,12-14).

Прощая, милуя и даже любя своих врагов мы уподобляемся и Самому Богу Отцу. Сказано: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (От Матфея 5,44-45).

Мучитель св. Ианнуария, измышлявший всякого рода страдания для мученика, вдруг сам ослеп. И что же? Незлобивый Ианнуарий помолился о нем Богу и возвратил ему зрение! – Вот как нужно по-христиански платить добром за зло.

Известно, что свят. Тихон Задонский, имел обыкновение утолять злобу своих безрассудных врагов, когда она особенно усиливалась, предложением им в виде подарка чего-либо питательного, например, чаю, сахару.

Божественная Любовь и есть то подобие Божие, которое утратили наши прародители Адам и Ева в грехопадении, восстановить которое мы можем, только прощая, милуя и любя. Ибо грех и есть, как нарушение Закона Божия отсутствие любви, а любовь есть исполнение Закона Божия. Сказано: «Кто говорит: `я познал Его’, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал. Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала» (1 Иоанна 2,4-7).

Слова «от начала» надо понимать как от первой Книги Пятикнижия Моисея, т. е. «Берешит»; так на иврите она и называется, берешит, означает начала, или от начала, что и имеет в веду «апостол любви» Иоанн Богослов. Т. е. весь Закон Божий и есть величайшая Школа Любви. Как и сказано: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви» (От Иоанна 15,10).

Итак! Прощая, мы соблюдаем высший Закон Любви Божией, т. е. уподобляемся создателю.

Важнейшим в Законе Божием, Христос считает именно милость (Мф.23,23), милости именно как деятельной любви.

Итак! Зададимся вопросом: кого нам надо простить и у кого просить прощения?

Простить надо всех согрешивших лично против нас, и попросить прощение у тех против кого мы сами согрешили. Сказано: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» (К Римлянам 13,8).

Однажды, — рассказывает Лествица, — три инока претерпели безчестие. Один из них был угрызаем скорбью, но смолчал; другой порадовался за себя, но опечалился за оскорбившего его; третий же, воображая единственно вред ближнего, пролил теплые слезы. Таким образом здесь были видимы делатели страха, воздаяния и любви.

Однажды преподобный Епифаний, бывший впоследствии архиепископом кипрским, ходя по пустыне, встретил сарацин-разбойников. Один одноглазый араб замахнулся мечом, чтобы обезглавить святого, но по молитве св. Епифания, его слепой глаз тотчас прозрел, и пораженный этим чудом сарацин и его подельники упали на колени перед святым старцем и умоляли его не покидать их. Три месяца провел св. Епифаний, среди разбойников увещевая и наставляя их в христианской вере. Бывший одноглазый бандит, отрекся от своего зловерия и принял веру Христову, и впоследствии он стал автором житии преп. Епифания.

Пользуясь возможностью, в преддверии Прощенного Воскресения, я хочу попросить прощение у всех радио-прихожан, и случайно зашедших на нашу передачу радиослушателей.

Я прошу прощение за то, что не всегда был внимателен к Вам, увлекался собственными рассуждениями, игнорируя Ваши вопросы. Каюсь перед Вами отцы, братия и сестры, что не вел в этом году жизнь целомудренную и трезвенную, был тщеславен, нагл и горд, вспыльчив и обидчив; жаден и коварен, лжив и вероломен. Дерзал осуждать других; боролся с еретиками без должного усердия, и испытывал страх перед их сановными покровителями. Да и в самой борьбе с еретиками, переходил на личности, доносил и плел интриги не достойные имени христианского. Каюсь я и в том, что являюсь плохим примером для окружающих меня, надменен и ленив, скуп для других и расточителен для себя; зол и сквернослов, гневлив и раздражителен, сластолюбив и обжора, туп и упрям; криклив и труслив.

Был я и нерадив в исполнении священнических обязанностей, не всегда вычитывал все молитвы, или читал их более устами и менее сердцем; спешил при совершении служб и часто приступал к Святым Тайнам без должной подготовки и благоговения; совершал Таинства поспешно и без должного внимания.

Во всем этом имею намерение в преддверии Прощенного Воскресения, попросить у Вас прощение, прощаю всех согрешивших против меня, и испрашиваю Ваших молитв о своем собственном прощении. Простите меня Христа ради! Всечасные отцы, братия и сестры и помолитесь за меня.

Прощенное Воскресение, есть время вхождения в Покаяние, ибо главная цель и назначение поста и есть Покаяние.

ВОПРОС:

Как правильно постится?

ОТВЕТ:

Этот вопрос всегда актуален, когда мы вступаем на поприще поста. Каждый пост, мы касаемся этого вопроса, говорим о нем. А, действительно, что нам известно о посте?

Сказано в Святом Евангелие о посте: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6,16-18).

О значимости Великого Поста, сказано в 69-м Правиле св. апостолов: «Если кто, епископ или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не поститься во Святую Четыредесятницу пред Пасхою или в среду, или пяток, кроме препятствия от немощи телесной, да будет извержен. Если же мирянин, да будет отлучен». Как мы видим: послабление в посте возможно только для пребывающих в «немощи телесной», так же освобождаются от поста беременные женщины и кормящие матери. В царской России, всегда освобождались от поста военнослужащие и люди, занятые на очень тяжелых работах.

Женщины и мужчины не могут отказывать друг другу в близости сексуальной на время поста, если они не достигли полного согласия по этому вопросу, или например один из супругов неверующий. Сказано: «Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор.7,3-5). Смысл этих слов ап. Павла очевиден: воздержание от брачного ложа на время поста, возможно только по взаимному согласию. Если такое согласие не достигнуто, то жены да покоряться мужам, а мужи — женам. В противном случае, воздержание одного может оказаться падением для другого. Такого допускать нельзя! И выше мы читаем у ап. Павла: «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1 Коринфянам 7,2-4).

В случае если один из супругов не верующий, или принадлежит к другой вере, супруг или супруга не может постится против своего мужа, или против своей жены. Сказано: «…если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим… к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам» (1 Коринфянам 7,12-17). Словами «к миру призвал нас Господь», ап. Павел, подсказывает, что пост существует не для скандалов, и распрей, а для мира. Значит нельзя постится против кого-то, но напротив искать мира и спокойствия.

Строгий пост в субботний и воскресный дни запрещается. Эти дни считаются праздничными: суббота как памятник миротворения (Сотворения мира), воскресение – как день восстания Христа из гроба (чем Бог Отец засвидетельствовал, воскресив Его из мертвых, что принял жертву Его). В эти дни можно во время Великого Поста вкушать пищу с постным маслом.

Во все дни года, кроме сплошных седьмиц, в среду и пятницу надо поститься. Те, которые это делают, получают от Бога особое двойное благословение:

Об авве Пахомии сказано в Древнем патерике, что однажды труп мертвого несли по дороге. Встретив погребальную процессию, авва Пахомий увидел двух Ангелов, сопровождавших мертвого сзади одра, и, размышляя о них, просил Бога, чтобы Он открыл ему касательно их. Пришли два Ангела к нему, и спросил он их: «Зачем вы, будучи Ангелами, сопровождаете мертвого?» И сказал ему Ангел: «Один из нас – Ангел среды, другой – пятка. И поскольку до тех пор, пока не умер он (умерший, процессию которого видел Пахомий), душа его не переставала поститься в среду и пяток, то мы сопровождаем этот труп. Так как даже до смерти своей сохранял он пост, то и мы прославляем его, добре подвизавшегося для Господа».

И все же пост — не есть только воздержание от определенных продуктов в рационе нашего питания. В таком случае, пост являлся бы обычной диетою. Есть основная, она же и главная цель поста: покаяние! И в этом смысле, воздержание в пище — одно из условий поста, но не более того. Мы уже знаем, что если постящийся не будет иметь мира в душе, то пост не принесет ему никакой пользы.

А ведь именно во время поста некоторые христиане становятся агрессивными и крайне раздраженными. Они превращают свое пощение в повод для склок и распрей на кухне. Писание категорично в этом вопросе! Сказано: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога» (Рим.14,3-6).

Если во время поста христианин не делает нравственного вывода, не обнажает моральные язвы своей души для их искоренения, то таковой поститься не для Бога, а для себя. Для своих собственных, ему одному известных целей. Написано: «Скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет, для Меня ли вы постились? для Меня ли?»  (Зах.7,5). Кто такие, которые постятся, но постятся не для Господа? Это те, которые постятся из уважения или из-за страха перед родителями, или начальниками, для человеческого прославления, как это делали книжники и фарисеи, или для самолюбования. Все такие формы поста не угодны Господу и не приносят человеку никакого благословения.

Пост есть время наиболее благоприятное для нашего исправления и возрастания в истине. Сын Божий учил: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17,21), т. е. очиститься от бесовских влияний мы можем, совместив с усиленным постом усиленную молитву. Во время поста необходимо также более активно заниматься и благотворительностью (подачей милостыни). Сказано: «Доброе дело — молитва с постом и милостынею и справедливостью. Лучше малое со справедливостью, нежели многое с неправдою; лучше творить милостыню, нежели собирать золото» (Тов.12,8).

О благотворении во время поста и необходимости нравственного перерождения говорил и пророк Исаия. Он, осуждал тех, которые использовали время поста для изнурения своего тела, и обращали меньше внимание на необходимость нравственного возрождения. Исаия говорил не от своего имени, а от Имени Божия, поэтому эти его слова надо воспринимать как Слова Самого Бога. Сказано: «»Почему мы постимся, а Ты не видишь? Смиряем души свои, а Ты не знаешь?» — Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?

Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя» (Ис.58,3-8).

Итак, каждый может найти свой образ поста, сделать свой главный акцент в деле благотворения на время поста.

Для детей и новоначальных христиан, которым трудно поститься, надо порекомендовать выбрать свою собственную форму поста. Если человек не может отказаться от мясной пищи, то пусть откажется от курения, дети могут отказаться от жвачки на время поста. Каждый сам должен сесть и поразмыслить: от чего он может отказаться на время поста. Любое такое решение будет приятно Богу. К слабым в вере Господь относится с терпением и сердечным вниманием. Сказано: «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит…» (Мф.12,20), т. е. если твоя религиозность как трость надломленная, ткни ее, и она сломается; или как лен курящийся, махни на него, и он погаснет. Но для Господа дорога любая форма проявления религиозного чувства, и каждое религиозное решение, принимаемое в преддверии поста угодно Ему. Горе тем, которые совсем не постятся! В древнехристианской книге «Пастырь Ерма» сказано: «Постись Богу следующим образом: не лукавствуй в жизни своей, но служи Богу чистым сердцем, соблюдай Его заповеди, ходи в Его повелениях и не допускай никакой злой похоти в сердце твоем. Веруй в Бога, имей страх Божий и удержишься от всякого злого дела. Делая это, ты совершишь великий и угодный Богу пост, и жить будешь с Богом».

Однажды один разгневанный царь вошел в город с намерением сурово наказать всех его жителей. Было время Великого поста, и царь постился. Перед тем как обрушить свой гнев на жителей этого города, царь решил посетить местного юродивого. Когда царь вошел в келью к юроду, то блаженный бросил ему в лицо кровавый кусок мяса и крикнул: «Ешь! Ешь! Царь-государь!» В ужасе царь возразил: «Так теперь ведь Пост», на что юродивый заметил: «А сюда, зачем приехал? Людей пожирать и кровь проливать…». Царь принял обличение, и покинул город, не принеся никому, никакого вреда.

К сожалению, многие христиане скрупулезно соблюдают только внешнюю сторону поста, забыв о духовной сущности его. По отношению к таковым можно применить следующие слова из Писания: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф.23,23). Слова «сие надлежало делать, и того не оставлять» означают, что во всем надо исполнять не только внешнюю сторону, но и внутреннею (которая в религиозной жизни, всегда должна преобладать над внешней обрядовой).

С другой стороны, скоромная пища такова, что отказ от нее может принести здоровье человеку, а не нанести ему вред, как некоторые думают:

В Книге пророка Даниила, рассказывается:

Когда Навуходоносор, царь Вавилонский, отводил иудеев в плен в Вавилон, то вздумал взять для воспитания при своем дворе нескольких детей из лучших еврейских семейств. Между этими детьми были двенадцатилетний отрок Даниил и три его товарища – Анания, Азария и Мисаил. Получая обильную, но запрещенную Моисеевым Законом пищу с царского стола, они не хотели осквернятся ею и просили поставленного над ними приставника, чтобы он давал им в пишу только овощи и воду. Приставник сначала отказал им в просьбе, сказав: «Боюсь царя. Если он увидит вас изнуренными, тогда лишит меня жизни». На это Даниил отвечал: «Сделай над нами опыт в продолжение десяти дней. Если после этого времени отроки, вкушающие царскую пищу, окажутся полнее нас, то откажи нам в нашей просьбе, в противном случае исполни ее». Приставник согласился, и что же? «По истечении же десяти дней лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами» (Дан.1,15).

Свт. Василий Великий учил: «Воздержание от пищи само по себе недостаточно к тому, чтобы сделать пост похвальным, а надобно, чтобы и в прочем соответствовало поведение, то есть и речи, и обращения, и сближения должно иметь с теми, от кого можно получить пользу, так, чтобы воздержание от пищи было дополнением к подвижничеству».

Вы слышите, братия и сестры?! Воздержание от пищи — только дополнение, а главное в посте суд и милость: суд над собою, и милость по отношению ко всем другим. Оказывается, скоромным во время поста является не только колбаса, но и любой пустой разговор; не только котлета, но и любое грубое, или ругательное слово. Если мы это поймем, то и начнем поститься по-настоящему.

Нельзя во время поста быть мрачным и неприветливым. В старину православные на Руси служили во время поста не в мрачных ризах, а в светлых, это южнорусское, малоросское духовенство натащило к нам всякие латинские мрачные обычаи и угрюмые театрализованные обряды. Господь не хочет, чтобы во время поста мы погружались в фанатический мрак. Напротив, Сын Божий учит нас, как мы читали выше: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Пост это весна души! – как учили древние. Время покаяния, оно же и время радости. Радости о спасающем нас Господе. Но теперь, на все дни поста, эта радость будет тихою и благостною, по-русски задумчивой и спокойной. То, что Пост может быть радостным событием, об этом знали даже древние ветхозаветные пророки. Так, например, Господь Бог учил чрез пророка Захарию: «так говорит Господь Саваоф: пост… соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир» (Зах.8,19).

Поздравляю всех Вас с приближением Великого Поста, поистине пост есть весна души для каждого православного христианина.

10 204 комментария

  1. Ирина

    Храни Господь, о. Олега и всех ,давших возможность знакомиться с толкованием библии. Очень нужное и полезное дело знать и разуметь св.писание. Сегодня впервые зашла на Ваш сайт, очень понравился. Единственное, что не смогла посмотреть и послушать лекции, появляется надпись, что автор ограничил доступ, не ясно тогда, для чего высталены эти записи. Храни Вас Господь.

Оставить комментарий